Стекловолокно в морской технике
ВВЕДЕНИЕ
Стекловолокно, являясь высокоэффективным композитным материалом, стало одним из ключевых материалов в области морского судостроения благодаря своим легким, высокопрочным и коррозионностойким свойствам.От рыболовных судов до военных кораблей, от яхт до оффшорного инженерного оборудования – применение стекловолокна охватывает множество сегментов морской индустрии.В этой статье мы систематически разберем основную ценность стекловолокна в области морских судов по четырем параметрам: технические характеристики, сценарии применения, тенденции рынка и будущее направление развития.
I. Основные технические характеристики стекловолокна
Легкий вес и высокая прочность
Плотность стекловолокна составляет всего 1/4-1/5 плотности углеродистой стали, но прочность на разрыв близка или даже превышает прочность углеродистой стали.Эта особенность значительно снижает дедвейт судна, например, рыболовные суда из стекловолокна на 30-50 % легче традиционных стальных корпусов, а топливная эффективность повышается на 15-20 %.
Коррозия и водостойкость
Стекловолокно обладает высокой устойчивостью к морской воде, солевому туману и ультрафиолетовому излучению, а его коррозионная стойкость более чем в 10 раз выше, чем у традиционной стали.Например, использование башен из бетона, армированного стекловолокном, для опорных конструкций морских ветряных электростанций позволило увеличить усталостный срок службы до 30 лет и снизить затраты на техническое обслуживание на 60 %.
Гибкость конструкции
Стекловолокно можно формовать в сложные изогнутые поверхности с помощью процессов формования, намотки и вакуумного формования с переносом смолы (VARTM) для удовлетворения требований гидродинамической оптимизации.Например, главная мачта британского фрегата HMS Glasgow имеет закрытую структуру из стекловолокна, которая поддерживает радарные системы, установленные на высоте 35 метров над ватерлинией, уменьшая при этом площадь поперечного сечения отражения радаров.
Будущее направление развития
Высокотехнологичные и легкие
Гибридная структура из углеродного волокна и стекловолокна получит дальнейшее распространение, например, в мачтах и палубах военных кораблей, благодаря изменению пропорции волокон для достижения оптимального баланса прочности и веса.
Адаптация новых энергетических судов
Спрос на легкие материалы для судов, работающих на водородном топливе и электричестве, стремительно растет. Например, роскошная электрическая яхта E8 австралийской компании Genevo Marine имеет корпус из композитного углеродного волокна вторичной переработки и способна преодолевать расстояние в 100 морских миль, что на 30 % больше, чем у обычных яхт.
Глубоководное и полярное применение
Сочетание устойчивых к низким температурам стекловолокон и технологии нано-армирования будет способствовать развитию полярных исследовательских судов и глубоководных зондов. Например, беспилотное судно, разработанное китайским Харбинским технологическим институтом для наблюдения за морским пастбищным хозяйством, имеет корпус из композитного углеродного волокна и может стабильно работать при температуре -20°C.
Об остальном читайте в следующем посте